Заработок. Кредиты. Инвестиции. Полезное
Поиск по сайту

Sharing экономики экономика совместного потребления. Да здравствует экономика совместного потребления

Почему все популярнее становится идея оплачивать временный доступ к благам, а не владеть ими, рассказывает экономист Александр Чулок, заместитель директора Форсайт-центра НИУ ВШЭ. Узнать больше о современных технологиях и их влиянии на наше будущее можно в проекте « », созданном совместно с Корпоративным университетом Сбербанка .

У шеринг-экономики (sharing economy ) много синонимов: экономика деления, экономика совместного потребления, сетевая экономика. По своей сути это экономическая модель, пиринговая система, основанная на коллективном использовании товаров и услуг. В экономике по-прежнему остаются две базовые вещи - производство и потребление, но связи между ними сильно трансформируются. Шеринг-экономика позволяет напрямую связывать ключевых экономических агентов и распределять продукты и услуги между ними без участия посредников. Совместное потребление предполагает, что удобнее платить за временный доступ к благам, чем владеть ими.

Практика деления восходит еще к Древней Греции, отдельные элементы такой экономической системы можно встретить в любую эпоху - вспомните колхозы в советское время. Библиотеки, секонд-хенды - это тоже пример совместного потребления. Сегодня шеринг-экономика полностью поставлена на рыночные рельсы, и в ней нет принуждения. Вместо отеля можно на короткий срок воспользоваться чужой квартирой, а для короткой поездки на велосипеде - взять его в аренду.

Базовые социологические предпосылки в совокупности с технологическим прогрессом породили такую систему, как экономика деления. Есть два фактора, объясняющие популярность шеринг-экономики, - технологический и ценностный. С точки зрения технологий стало гораздо проще связывать экономических агентов при помощи платформенных технологий. Развитое программное обеспечение способно напрямую связывать владельцев квартир с клиентом без посредника в виде турфирмы. А в ритейле фермер, минуя супермаркеты, выходит к потребителю.

Также на распространение шеринг-экономики повлияла трансформация базовых ценностей. Изменилось понимание счастья и привычки, которые на протяжении прошлого века считались незыблемыми. В 1970–1980-е годы признаком успешности в жизни были дача и машина, а персональный доступ к информационным источникам отходил на второй план. Сегодня многие отказываются от персональных автомобилей (хотя эта тенденция справедлива для Москвы - в регионах машина пока еще считается признаком среднего класса). Но так как большие расстояния никуда не делись, возникает масса компаний, которые предоставляют услуги каршеринга. С жильем та же самая ситуация: снять коттедж за городом на лето дешевле, чем инвестировать в собственный дом. Ценность в виде мобильности сегодня важнее, чем необходимость закрепиться на одном месте.

Важными для развития шеринг-экономики стали трансакционные издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов: затраты на сбор и обработку информации, на заключение контрактов, на контроль. Например, раньше многие финансовые сервисы формировались в условиях асимметрии информации, когда потребители готовы платить за ценные для них сведения, которыми владеет кто-то другой. Еще один источник трансакционных издержек - издержки оппортунистического поведения, когда люди из-за асимметрии информации могут вести себя неблагонадежно. В пиринговых системах информация прозрачна, и предпосылки для нарушений исчезают: нет смысла воровать, если это сразу откроется.

Со стороны шеринг-экономики есть большой вызов государству: использовать мягкую силу или ввести жесткий контроль. Многие страны, например, не определились, что делать с биткоином, как не упустить его из-под контроля. В любом случае регулирование нужно осуществлять через точки влияния, которые пока до конца не понятны.

Шеринг-экономика растет экспоненциально. Если в 2014 году ее объем оценивался в 14 млрд долларов, то, по некоторым оценкам, к 2025 году он составит 335 млрд долларов. Пока понятно, что шеринг-экономике будет очень непросто встраиваться в существующие отношения производства и потребления. Не все готовы к таким изменениям, и будет сопротивление со стороны нынешних игроков рынка. Любая технологическая революция сопровождалась другими революциями, - правда, в этот раз всем хотелось бы избежать этого трека. Экономисты и политики ищут решение, как мягко встроить новую технологическую революцию в существующую систему отношений без сильных социальных потрясений.

Почему экономика совместного потребления вызывает такой интерес? Благодаря ей знакомятся люди, которые иначе никогда бы не повстречались. Она строится на взаимном доверии, учит людей полагаться друг на друга. Она повышает эффективность использования ресурсов. Вдобавок она стимулирует новые и инновационные решения повседневных проблем и укрепляет частный сектор экономики. ======================================================================== Ничто не ново под луной. Очень напоминает коммуны, существовавшие в раннем СССР, когда все обобществлялось. Правда ныне шведы не заходят слишком далеко, но поживем увидим. Еще, в советских коммунах, в отдельных конечно, отрицался брак как таковой. Грубо говоря провозглашена была "групповуха". Учитывая западноевропейский менталитет это должно понравиться шведским поборникам экономики совместного потребления. Так что вперед к коммуне - светлому будущему человечества!

  • 06:55 23.07.2016 | 2

    mmihin

    Ходжа Насреддин, Да, я уже давно замечаю что "посвящённая" Европа отстала в развитии от нас лет так на 100. Но учится не хотят - желают сами "наступать на грабли")

  • 14:31 23.07.2016 | 0

    Чтоб я так жил

    Ходжа Насреддин, что Вы имеете против взаимного доверия? Никому не доверяете? Либерал? Или законченный циник? Народ пытается приспособиться, выжить в кризис. Ничего смешного. А газетный пропагандёры радуется, что опущеный народ не идёт на баррикадки. Каждый умирает в одиночку. (с) Что и требовалось доказать. Удачливые буржуины не хотят терять своих привелегий качественного потребления, поэтому в условиях стагнации, выход - экономичнское гетто для плебеса. Один подгузник на всех. Унизительно, ведь людям нужно объединяться для созидания, а не потребления. Но Западное общество - гедонистическое, а работают пусть негры (китайцы, пакистанцы и т.д.). Но так как средства производства (собственность) и его охрана (закон, полиция) на стороне удачливых прохиндеев, то кроме как при диктатуре наёмного труда рассчитывать не на что, а в нынешних условиях "скрипач не нужен"(с).

  • 15:00 23.07.2016 | 0

    Ходжа Насреддин

    dendo, попробую ответить на Ваши вопросы. 1.Против взаимного доверия не имею ничего. Но всем верить глупо, потому-что обязательно останешься в дураках. К сожалению такова человеческая природа. Я доверяю очень ограниченному кругу людей и это проверено всем моим жизненным опытом, к сожалению уже большим. 2. От либерализма сразу открещиваюсь. В эпоху гласности и перестройки слегка этим приболел, но слава богу быстро излечился. 3. Циник, может быть и так, но это благодаря прожитым годам. По-моему общество взаимного доверия это очень близко к идеям коммунизма. Но коммунизм это утопия. Лет 40 назад услышал от своего отца следующее - идеи коммунизма прекрасны, но сознание человечества похоронят их. Но опыт последующих 40 лет моей жизни подтвердили правоту этих слов.

  • 14:43 23.07.2016 | 0

    Чтоб я так жил

    Ходжа Насреддин, на предмет экспериметов (или идей) с коммунами. Вам до понимания этого как до Луны. Извините за резкость. Вы у своего ребёнка (если у Вас есть или были) кусок изо рта будете вырывать? Или у Вас в семье всё построено на доверии? Люди в трудностях либо помогают друг другу, либо дерутся за кусок. Люди разные, воспитание разное. Привыкшие не загадывать наперёд обыватели ищут способ сэкономить, а предприимчивые господа придумывают свои услуги, чтобы заработать на бедах свой гешефт (всякие Uber и прочие софтоделия). Скоро чихнуть забесплатно будет нельзя, всё монетизируют. Навевает тема в детской книжке Носова "Незнайка на Луне", хотя там конкретный отсыл на европейский образ жизни того времени (кризис - явление частое и этот не первый). Компьютеры как инструмент коммуникации (в философском плане, любой рукотворный предмет - это инструмент опосредованной коммуникации) служит как средство решения проблем, так и обмана (одно другое не исключает). Ширше нужно смотреть(с).

  • 15:10 23.07.2016 | 0

    Ходжа Насреддин

    dendo, так, кажется вы и сами отвечаете на свои вопросы. Очень скоро появятся фирмы организующие все эти общества взаимного доверия. И будут делать свой гешефт и, поверьте, не малый.

  • 15:09 23.07.2016 | 0

    Чтоб я так жил

    Ходжа Насреддин, "Грубо говоря провозглашена была "групповуха". Учитывая западноевропейский менталитет..." Это у Вас европейский менталитет. Эдак Вы и приём пищи осудите тем фактом, что есть обжоры. Скоропалительный секс на отвязной вечеринке - это не более чем форма протеста от навязанных социальных пут. Все люди хорошие, просто многие - разочарованные, запутавшиеся, завистливые и мстительные вследствие аналогичных действий в отношении них в прошлом. Люди из семьи попадают в циничный мир, порождённый эгоизмом семей по отношению к чужим. Можно уничтожить семью разъединением человеческих уз (превращение в эгоистов), а можно путём объединения (комунны), третий путь - сохранение семьи, консервация родовых отношений (клановые войны). Напомню, что какие-то 200 лет назад такое чувство как "любовь" (тайная страсть, помешательство) считалось развратом и как правило относилось к изменам. Выбор половины в "экономическую ячейку" производится по строгим экономическим расчётам (социальный статус, подходящая внешность, здоровье для потомства), а не на стихийном влечении, обогащающем духовно и информационно (Вы не будете отрицать, что общение расширяет кругозор и стимулирует интеллект?). Семья - буржуазный институт наследования прав (собственности, социального статуса). Она появилась до мануфактурного периода, но тогда имела клановую основу (имело значение кто кого родил), а партнёров меняли как перчатки. Более древние периоды адаптированы под современную трактовку, хотя связи имели лишь хозяйственно и демографическую подоплёку, никаких "институциаций". Церковь в разные периоды времени призывала а разному (из конъюнктуры соображений), а "неправильная" информация подвергалась сокрытию или уничтожению. Догматизм не поможет осознать законы природы и общества, что всё в этом мире относительно и взаимосвязано. Если для Вас семья - это не только институт легализации интимной сферы отношений (ограничение венерических заболеваний), то Вы понимаете, что те, кто Вам не родня не являются Вашими врагами. Вас разделяет лишь страх перед будущим, выраженный через обладание собственностью. Поэтому и отношения в браке превратились в меркантильную форму. Человек влюблён в свой социальный статус (дом, машина, партнёр по сексу), но не понимает цпли своего существования. Многие смеялись "над смыслом жизни", а всё просто: гармония внутреннего мира с окружающим, а это и есть счастье. Только, если мы не являемся истинными хозяевами своей судьбы, то наше счастье хрупко и недолговечно.

  • 15:32 23.07.2016 | 0

    Ходжа Насреддин

    dendo, очень понравилось в вашем комментарии следующее: "Выбор половины в "экономическую ячейку" производится по строгим экономическим расчётам (социальный статус, подходящая внешность, здоровье для потомства), а не на стихийном влечении, обогащающем духовно и информационно". В жизни есть и такой подход к данному вопросу. Не исключены и другие случаи, связанные со стихийным влечением - любовью.Нельзя исключить и комбинации этих вариантов.

  • 15:41 23.07.2016 | 0

    Чтоб я так жил

    Ходжа Насреддин, "всем верить глупо". Никто не говорит, что нужно так сразу. Следует понять, что другие люди ничем от нас не отличаются, хоть и с виду разные. Среда, культура общая, а частный опыт нас дифференцирует. Если шарахаться от каждого, мы вообще никуда не попадём, кромп как в ад. Вы, я так понял, на сайте решаете частные задачи, а что за забором - Вам любопытно и только, по большому счёту до лампочки. Я же больше стараюсь делать упор в постах на осмысление, философию. Конечно, за срок нашего жизненного цикла мы мало что сможем изменить. Но ведь в этом мире жить нашим детям, внукам, правнукам. Можно конечно ерундой не париться и сосредоточиться исключительно на добывании материальных благ. Но согласитесь, порассуждать иногда хочется, обменяться мыслями, и возможно, заразив определённым мыслями друг друга наши потомки создадут что-то лучшее, к чему мы имеем отношение. Коммунизм - не утопия, а вполне обоснованная концепция, опирающаяся на реальные проявления в нашей жизни, на основе анализа исторического опыта в развитии (возможно, Вы застали времена изучения диалектики?). А ведь это ценнейший материал для осмысления. Нужно шире смотреть на вещи и глубже проникать в суть явлений, видеть в возмутительных фактах объективные причины. Возьмём преступность. Многие считают её неизбежной, не пытаясь понять причины. Некоторые договорились до генетической предрасположенности, а это путь в никуда. Если "призрак коммунизма" так сильно напугал посвящённый Запад, значит для этого есть причины (каннибалы, педофилы, организованная преступность их пугает гораздо меньше). СССР был по сути раздавлен внешними силами, в том числе агентами влияния, и главной ошибкой была открытость по отношению к миру варваров, к тому же помешали различия во взглядах (революция или эволюция). Сам строй -социализм, коммунизм - созидательный, пацифистский. Но что могут противопоставить олени стае вечноголодных шакалов? Только учиться прислушиваться, бежать и отбиваться. Это как во время пожара упрекать пострадавшего в отсутствии такта, делая вывод, что тот всегда был паникёром и хамом. С волками жить, по волчьи выть. В условиях интервенций, постоянных нападок, клеветы, саботажа, блокад, войн трудно построить что-то впечатляющее, но нашим предкам это удалось через нечеловеческий подвиг, ради нас. А мы всё просрали, да ещё ставим их усилия им же в вину. Это является "утопией" лишь с позиции морального пораженчества, разочарования в людях, закрытия в скорлупе персонального имущественного райка.

  • 15:56 23.07.2016 | 0

    Ходжа Насреддин

    dendo, соглашусь с Вами в следующем: подавляющее большинство посетителей сайта просто присутствуют. В основном обозначают свое присутствие мало значащими комментариями, в которых, зачастую, с моей точки зрения, нет смысла. По сути, именно поэтому я кажется впервые обсуждаю какую-то проблему довольно широко.

  • Считается, что экономика совместного потребления станет моделью развития, принятой во многих сферах. В Италии она уже приводит к существенному изменению образа жизни. Например, по результатам недавнего исследования компании Frost&Sullivan, все больше итальянцев отказывается от собственных автомобилей, отдавая предпочтение каршерингу. Благодаря этому страна занимает второе место в Европе (после Германии) по количеству участников в схемах совместного использования машин.


    Пристрастия итальянцев к средствам передвижения постоянно меняются. Главные причины популярности каршеринга - изменение отношения людей к транспорту и высокая плотность населения в городах. Согласно докладу Министерства охраны окружающей среды о совместном использовании транспортных средств в Италии, услуги каршеринга предоставляются в 29 городах. Эта цифра будет лишь возрастать, поскольку население 43 городов Италии насчитывает более 100 тыс. жителей, в десяти из которых проживает больше 300 тыс. человек. Услуги каршеринга в этих городах процветают. По данным сервиса Urbi, только в Милане для аренды доступно почти 2 тыс. транспортных средств, а число клиентов данной услуги достигло 370 тыс. человек. В Риме же частота использования услуг каршеринга достигла 5741 раза в день. В целом в Милане и Риме насчитывается 2,1 млн таких поездок в год. В результате отсутствие собственного автомобиля стало обычным явлением: двое из десяти людей, пользующихся схемами каршеринга, либо распрощались со своим автомобилем, либо решили не покупать его.

    Сокращение числа владельцев автомобилей - первый признак существенных изменений, происходящих в итальянском обществе, при которых в модели экономического роста важное место отводится сфере услуг. В последние годы переход к экономике совместного потребления стал развиваться ускоренными темпами, так как молодое поколение миллениума не поддерживает одержимость автомобилями, свойственную их предшественникам - послевоенному поколению.

    Каршеринг - это первый выбор молодого поколения, выросшего в непростой экономической ситуации. Оно является экологически сознательным, заботясь об окружающей среде, и получает удовлетворение от совместного использования имущества, а не от накопления материальных благ и долгов. Согласно данным компании PricewaterhouseCoopers, 57% опрошенного взрослого населения согласны с тем, что доступность - это новый вид собственности.

    Процветание экономики совместного потребления затронуло не только транспорт, но и жилье, дизайнерскую одежду, еду и оборудование для производства в домашних условиях (DIY). Если предположить, что к 2020 году поколение миллениума достигнет 2,3 млрд человек (что составит более трети мировой рабочей силы), можно прогнозировать значительный рост экономики совместного потребления в будущем. Производственно-сбытовая цепочка уже подверглась изменениям. «Платформы для обмена товарами - это явление, знакомое итальянцам больше всего. Ведь услуга совместного потребления впервые появилась в Италии именно в этом секторе экономики»,- отмечает Марта Майньери, основательница Collaboriamo.org и автор ежегодных исследований, отражающих развитие экономики совместного потребления в Италии.

    Для последних исследований, опубликованных в 2016 году, сотрудники Collaboriamo.org опросили 138 платформ для обмена, представленных на итальянском рынке (в том числе 27 иностранных платформ, офисы которых находятся в Италии),- это на 17% больше, чем в 2015 году. Помимо аренды транспорта, сферами, в которых насчитывается самое большое количество итальянских платформ совместного потребления (18 штук), являются обмен, прокат и продажа товаров. Наиболее известны широкой общественности такие сервисы продажи использованных товаров, как Bakeka и Subito. Но есть и другие. К примеру, LocLoc или Useit сдают напрокат все виды товаров, а Sharewood специализируется на обмене спортивным оборудованием.

    Однако самым быстрорастущим сектором экономики являются услуги, предоставляемые компаниями, где количество платформ совместного использования за год увеличилось вдвое - с 6 до 12 штук. По словам Марты Майньери, такая динамика наглядно показывает: теперь компании понимают суть экономики совместного потребления. Большую активность в этой области проявляют две организации: Brodolini Foundation, которая участвует в разных проектах по переосмыслению отношений между компаниями, начинающими свою деятельность в экономике с многооборотным использованием продукции и экономике совместного потребления, и Политехнический университет в Турине, координатор европейского проекта Retrace, ориентированного на создание умного, экологически рационального и универсального дизайна.

    Популярны также платформы по обмену рабочим инструментом (Toolsharing) и рабочим пространством (Sharepro и Co-hive). Сервисы ShopShareing и Theshopshare помогают владельцам магазинов розничной торговли сдавать в аренду площади магазинов производителям, ремесленникам и предпринимателям. В то же время концепция совместного потребления нашла поддержку среди традиционных компаний. Например, компания Leroy Merlin, один из крупнейших DIY-ритейлеров, создала в Италии сеть поддержки, предоставляющую возможность обмена строительными площадками вместе с необходимыми для работы материалами и опытными строителями.

    Развитие экономики совместного потребления в Италии только начинается. Исследование Павийского университета, авторами которого являются Лучано Канова и Стефания Мильявакка, показало: оборот товаров совместного использования в Италии составляет €3,5 млрд. К 2025 году эта цифра увеличится до €14 млрд, а в оптимистичном сценарии может превысить €25 млрд. Эта перспектива определяет многооборотную экономику как главную движущую силу будущего развития итальянской экономики.

    Елена Комелли, Nova/Il Sole 24 ore, Италия

    В 21 веке у людей, как известно, существует огромный выбор вещей. Как отмечают социологи, сегодня в обществе появился культ потребления, а философы склонны полагать, что вещизм рискует победить духовные и интеллектуальные интересы социума.

    В советские годы всё было иначе: люди хотели что-то приобрести, но этого либо не было на прилавках магазинов, либо было не доступно широким кругах населения. Сейчас ситуация изменилась. Выбор вещей огромен, но был бы смысл приобретать их в таком количестве. Как поясняют экологи, засилье товаров разного качества и назначения часто неблагоприятно отражается на окружающей природе. А сами граждане понимают, что хоть и вещей - безграничное количество, но большинство из них не используются ежедневно. Поэтому на Западе создали такой социально-значимый проект как sharing economy (шеринг экономика), что означает "совместное потребление". Его основателями считаются Рэйчел Ботсман и Ру Роджерс, соавторы книги "What’s Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption".

    Как выглядит на практике эта инновационная концепция? Например, у одних людей есть ресурс или даже его избыток, который нужен другим. Это могут быть инструменты, оборудование, автомобиль, жилье, навыки и умения, информация, свободное время, и владелец этого добра делится с другими.

    На западе это явление имеет широкое распространение. А как с этим делом у нас в России? В России существуют свои сервисы, которые используют подход шеринг экономики и позволяют удобно и увлекательно трансформировать избыточное потребление в пользу для себя, других и природы.

    Вторая жизнь вещей .

    Есть множество сервисов, которые помогают людям обмениваться вещами или отдавать их тем, кто в них нуждается, — и тем самым продлевать их жизненный путь. Один из давних некоммерческих проектов — это "Дарудар". По словам основателей, более 400 тысяч участников сообщества из России и других стран подарили друг другу уже более 4 миллионов даров. Ещё один вид проектов, который развивается в России — это благотворительные магазины, например, Charity shop в Москве и магазин "Спасибо!" в Санкт-Петербурге.
    Кроме значимой благотворительной составляющей у проектов есть и экологическая. Это выглядит так: непригодная для продажи в магазинах или передачи нуждающимся одежда перерабатывается и из неё делают полезные вещи. Например, тряпки для мытья пола или вытирания пыли. Поделится ненужными детскими вещами можно на сайте социального проекта "Крок и Зябра". Те, кому они действительно нужны, могут получить вещи бесплатно или купить по минимальной цене.
    Также можно избавиться от ненужных вещей благодаря проекту "Свалка", который действует уже во многих городах России. К ним можно сдать самые разные вещи, начиная с книг, обуви, одежды и кончая мебелью, холодильниками, светильниками. И при этом приобрети это добро по самым низким ценам. Проект "Чумодан" кроме пристраивания ваших вещей обещает передать в переработку то, что является вторсырьем.

    Аренда вещей

    Популярный в советские годы прокат в итоге трансформировался в онлайн-платформы аренды вещей. Пока они не столь массовые, но развиваются и появляются всё новые и новые. Проект Rentmania объединяет в данный момент 10 тысяч участников сообщества. Другой подобный сервис — "Арендориум". В целом, довольно большое число сервисов предлагает аренду детских вещей.

    На сайте об экологическом аспекте данных проектов пишут: "Люди поступают рационально и экологично, не покупая лишнего". В чём рациональность? А в том, что вещи, которые явно не применяются постоянно в быту незачем приобретать навсегда, а лучше на время пользования арендовать. Называется это - здоровый прагматизм. Экологично, в том смысле, что засилье вещей отрицательно сказывается на биосфере мира.

    Совместное использование

    Один из давно действующих сайтов каршэринга (от car — машина и share — делиться) — проект "Довезу!", который помогает найти попутчиков водителям и пассажирам. Сервис призывает: "озелени" город: ведь, чем больше попутчиков, тем меньше машин, а это значит, меньше СО2 выделяется в атмосфер, а также меньше финансовых трат производят сами пассажиры.
    В России большую популярность получил международный сервис. Он помогает искать попутчиков для поездок на дальние расстояния. Система онлайн-рейтинга, отзывов, модерации профилей позволяет установить доверие между незнакомым. В продолжение темы о машинах, есть ещё один ресурс под названием "Just Park, CARMAnation". Как известно, парковочных мест в современных городах никогда не бывает много. Теперь это полноценный товар, как автомобиль или микроволновка, который к тому же иногда сложно достать. Суть сервиса в том, что Вы регистрируете свое место на парковке, назначаете его стоимость и решаете, куда будут поступать вырученные деньги: на ваш счет или счет благотворительной организации.

    Как мы видим, экономический и экологический кризисы — одна из причин развития sharing economy. Sharing-сервисы помогают экономить, рационально относиться к финансовым тратам, и общество всё больше осознает важность снижения потребления и благотворительности в жизни. В своем исследовании ряда сервисов sharing economy профессор экономики Колорадского университета, Андерс Фремстад отмечает, что они вносят значительный вклад в сокращение объема вещей, выбрасываемых на свалки. Он указывает на то, что совместное использование вещей и жилья способно снизить ущерб природе. Согласно другому исследованию - Cleantech Group, путешествия с использованием сервисов шэринга жильем, производят на 66% меньше выбросов по сравнению с проживанием в отелях и меньше экономических трат.

    Например, Airbnb на своем сайте публикует данные о том, что американские гости, использующие сервис, сэкономили воды эквивалентом в 270 бассейнов олимпийского масштаба, а европейские - 1100 таких же бассейнов. Основатель Uber в своем выступлении рассказывает о том, что благодаря uberPOOL (возможность разделить такси и стоимость с попутчиком, едущим по тому же маршруту) за первые 8 месяцев "сэкономлено" почти 13 млн км, а выбросы СО2 удалось только в Лос-Анджелесе снизить на 1 400 тонн.

    Экономика - сложная и многофакторная система и не стоит в оценках прибегать к упрощениям. Но в целом, можно с уверенностью сказать, что шеринг экономика помогает уменьшить количество выбрасываемых вещей, отходов и снизить общий экологический и экономический ущерб. Эксперт Комитета гражданских инициатив, Вячеслав Бахмин подтверждает это и даже составил список в справочнике российских платформ, где применяется актуальная на сегодня sharing economy.

    В России, как и во всем мире, постепенно развивается экономика совместного потребления. Яркие представители этой социально-экономической модели – такие компании, как сервис поиска попутчиков BlaBlaCar, онлайн-платформа для аренды жилья Airbnb, сервисы такси типа Uber или Яндекс.Такси. Кому-то это развитие на руку, кому-то мешает. Но факт состоит в том, что объем рынка услуг совместного потребления в России уже достиг $119 млрд. И это только начало пути, уверены представители крупнейших международных компаний данного направления, равно как и руководители ряда российских регионов, не первый год взявшие на вооружение эту стратегию.

    «Объем российского рынка оценивается в $119 млрд, и он будет расти. Потенциал этой части цифровой экономики огромный. Эта бизнес-модель активно привлекает молодое поколение – от 25 до 40 лет. Интерес совместного использования платформ – это возможность экономить деньги, а также жить с меньшим количеством собственности и использовать товары и услуги, когда это потребуется. Есть плюс и с точки зрения сохранения окружающей среды. Осознанный подход к потреблению становится все более популярным», - заявил в рамках дискуссии на полях ПМЭФ вице-президент по связям с общественностью, Hill+Knowlton Strategies Доменик Фин .

    На BlaBlaCar зарегистрированы 10% всех жителей России

    На стремительное развитие экономики совместного потребления указал и главный исполнительный директор, сооснователь, BlaBlaCar Николя Бруссон . История популярного сервиса поиска попутчиков BlaBlaCar началась во Франции в 2006-2007 годах. Первоначально идея объединить водителей, перемещающихся чаще всего в незаполненной машине между городами, и попутчиков не нашла большого отклика. «Изначально люди считали, что это глупая идея», - отметил Николя Буссон. Сложностей было много: как объединить людей, чтобы они совпали во времени и пространстве (едва-едва начиналась эра смартфонов), как заставить людей доверять друг другу, как организовать оплату? Но повсеместное распространение смартфонов сильно повлияло на ситуацию.

    «Изменения в поведении людей происходят довольно быстро. Сегодня сообщество BlaBlaCar насчитывает 65 млн человек по всему миру. В России в сервисе зарегистрировано свыше 15 млн человек – это 10% населения. А с развитием технологий прогресс будет еще заметнее», - сообщил Николя Буссон.

    Вопрос с доверием потребителей тоже снимается: по словам сооснователя BlaBlaCar, «по профилю человека в сервисе мы узнаем о нем больше информации, чем имеем иногда о своих друзьях». У совместного потребления в части эксплуатации машин есть масса других плюсов. В частности, атмосфера меньше загрязняется выбросами, техника используется эффективнее, количество машин на городских улицах уменьшается. Правительство Франции прекрасно отдает себе в этом отчет, и как следствие, стало дополнительно субсидировать развитие сервиса – чтобы люди активнее совместно использовали машины.

    Полмиллиона водителей Яндекс.Такси выходит на линию ежедневно

    Эффективность экономики совместного потребления отмечает также Даниил Шулейко , управляющий директор, Яндекс.Такси. Он рассказал, что ежедневно на линию Яндекс.Такси выходит полмиллиона таксистов. Их работа облегчает жизнь горожан, и люди в повседневной жизни используют такси все чаще. Более того, многие готовы отказаться от личного авто.

    «Мы недавно делали исследование совместно с ВЦИОМ: более трети россиян заявляют, что готовы продать свою машину и использовать общественный транспорт и такси. При этом такси лидирует. И это изменение в сознании произошло всего за несколько лет», - сообщил Даниил Шулейко. Он также высказал уверенность, что в скором времени широкое распространение получат такие сервисы совместного потребления как медицинские, сферы питания, работы аварийных служб и так далее.

    Дальновидные руководители регионов давно взяли тенденцию на развитие экономики совместного потребления на вооружение. Более того, они открыто заявляют, что без этой составляющей развитие городов сильно бы страдало. Такое мнение озвучил Министр Правительства Москвы, руководитель департамента информационных технологий Артем Ермолаев . Он проинформировал, что Москва сотрудничает с бизнесом, занятым сервисами совместного потребления. И это сотрудничество преследует вполне конкретные цели: экономия государственных средств, которые инвестируются в город, повышение эффективности этих вложений и удобство для жителей.

    Симбиоз бизнеса, власти и потребителей услуг

    Власти инвестируют в инфраструктуру (например, создание сети вайфай, парковочных мест для каршеринга и так далее), обеспечивают бизнес различными данными, типа наличия лицензий у потенциальных водителей такси, сведений об авариях той или иной машины и количестве владельцев, данные по сделкам недвижимостью. Бизнес, в свою очередь, создает и развивает нужные людям платформы и сервисы. Это эффективно для всех участников процесса. «Мы точно не будем создавать такие сервисы. Наша задача – передавать как можно больше данных бизнесу, чтобы он мог «упаковать» их и предоставить услуги жителям», - пояснил Ермолаев.

    «Все вещи, касающиеся цифровизации, могут создаваться только совместно – город один не потянет. Как не потянет один и бизнес. Это касается и инфраструктурных проектов, и сервисов, и многого другого», - дополнил Артем Ермолаев, попутно признав, что бизнесу куда лучше удается решать вопросы маркетинга, и нужно этот факт учитывать с пользой для взаимодействия сторон.

    Airbnb учит российский сектор аренды жилья играть по правилам

    Во взаимодействии с властями Саранска в преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 действует известный международный сервис для аренды жилья Airbnb. Андрей Вербицкий , региональный управляющий директор Airbnb по России, Центральной и Восточной Европе, Турции и Израилю, сообщил, что сервис помогает городу компенсировать нехватку вариантов размещения в туристический сезон и во время пиковых нагрузок. Сервисы для аренды жилья, по его словам, помогают владельцам жилья улучшить свое материальное положение, обновить дома, способствуют развитию сервиса услуг в пригородах, помогая людям находить варианты размещения и вне городов. А самое главное, развитая площадка выводит подобный рынок услуг из тени.

    «Совместное пользование жильем не изобретено нами. Но мы привносим порядок и стандарты в эту «серую» экономическую зону. Мы работаем с руководством городов на улучшение обстановки», - заявил Андрей Вербицкий. Он пояснил, площадка регулирует взаимоотношения участников, вытесняет «плохих игроков», устанавливает стандарты и обеспечивает безопасность.

    Правовое обеспечение экономики совместного потребления

    Экономика совместного потребления – устойчивая модель, которая очевидно будет развиваться. И одним из существенных вопросов, которые придется решать – это правовое обеспечение работы платформ и взаимодействия бизнеса, потребителей услуг государства. Предстоит решить вопросы налогообложения, качества услуг (риски всегда присутствуют, когда сообщество самостоятельно регулирует систему анализа, рейтинга, обратных связей), лицензирования. На текущий момент в российском законодательстве не зафиксировано, как регулировать совместное использование машин или совместное использование жилья.

    «В России сильны настроения – лучше оставьте нас без регулирования, чем дайте нам новое. Но на мой взгляд, именно в экономике совместного потребления необходимы новые правила, поскольку мы постоянно сталкиваемся с устаревшим регулированием», - резюмирует Карен Казарьян, директор, АНО «Институт исследований интернета».

    Для справки:

    Экономика совместного потребления – динамично развивающаяся социально-экономическая модель, которая позволяет рационально использовать ресурсы или обмениваться ими, снижая нагрузку на окружающую среду и позволяя получать дополнительный доход множеству людей из различных стран. Доходы самих компаний, как правило, составляют не более 15% от оборота, остальное получают пользователи. Развитие экономики совместного потребления несет за собой целый ряд изменений в обществе: создание цифровой экосистемы и вовлечение в нее миллионов потребителей, появление феномена «онлайн-репутации» (возникновение доверия к незнакомцу благодаря гарантиям системы), повышение приоритета пользования над владением, развитие микропредпринимательства.

    Юлия Медведева